Билан взял "Евровидение"!
Победа на «Евровидении» – давняя мечта многих россиян – в ночь на воскресенье наконец-то сбылась. Мы победили прежде всего потому, что больше других хотели этого. Российские продюсеры вложили в выступление максимум – денег, сил, возможностей... Олимпийский чемпион Евгений Плющенко посчитал за честь выступить на подтанцовке... Мы отправили в Белград человека с психологией победителя. Собственно, в этот раз никто и не скрывал, что Билан едет в Сербию за победой. Теперь можно везти на «Евровидение» и металлистов, и кукол, и тувинское горловое пение – первая и самая трудная победа у нас уже есть. Впрочем, почему везти? Ведь следующий конкурс пройдет в Москве.
Из года в год Россия рвалась взять на конкурсе первое место. И из-за этого каждый раз вокруг конкурса было много суеты. То устраивали «народное» отборочное голосование, то возвращались к схеме, когда нашего участника определял в закрытом режиме узкий круг продюсеров и приближенных к каналу-вещателю лиц. Они высчитывали какие-то сложные формулы успеха: вот это, дескать, «европейский формат», а это – наш, доморощенный, который в других странах не оценят. Попутно не забывали и о собственных интересах, ведь «Евровидение» – неплохой способ для раскрутки. Прошлогоднего нашего участника – группу «Серебро» – решили начать раскручивать именно с этого конкурса. Кроме того, телемагнатам нужно было послать в Европу парочку выпускников «Фабрики звезд». Послали вроде бы самых ярких. Самые яркие в Европе даже на любительском уровне оказались самыми бледными. Не так учили. Да и возможно ли искусственно пришить человеку харизму, если этой харизмы нет?
К счастью, «Фабриками» мы уже отболели. Дима Билан выиграл один из самых сильных конкурсов за последнее время. В последние годы на «Евровидении» стали соревноваться не просто песни и не просто исполнители, а целые музыкальные жанры, подкрепленные эффектными шоу – дорогостоящими и суперсовременными. Страны–основатели конкурса, попадающие в финал напрямую, минуя отборочный тур (Франция, Испания, Великобритания и Германия), выглядят теперь на редкость банально и скучно. Они десятилетиями воспринимали «Евровидение» как один из конкурсов молодых исполнителей и к нашествию многочисленных постсоветских, постюгославских и прочих появившихся профи оказались не готовы. Кроме того, они не в восторге от того, что продолжающееся делиться пространство Восточной Европы (в этом году добавилась Черногория) неизменно голосует друг за друга. И недалек тот час, когда их чаша терпения переполнится. Уже пару лет назад раздавались голоса, что с конкурсом нужно что-то делать. Италия и вовсе попросила вычеркнуть себя из «Евровидения».
Но, похоже, организаторам теперь гораздо интереснее работать с новыми активными участниками. Именно благодаря их стараниям «Евровидение» превратилось из «конкурса для домохозяек» в настоящую музыкальную
Олимпиаду, выгодную в том числе и с коммерческой точки зрения. А нынешний конкурс показал и то, что даже если вокруг твоей страны множество «стран-побратимов», это еще не гарантия хорошего результата. Лишь небольшая фора. Дело в том, что этих самых побратимов стало уже слишком много, и для того, чтобы взять их голоса, нужно еще очень постараться. А обаять «по блату» сразу 43 страны (для победы нужно, чтобы практически все отдали тебе хоть какое-то количество голосов) – и вовсе нереально.
Кстати, уже не первый год обращает на себя внимание тот факт, что в число самых верных друзей России, дающих нам максимальный балл, неизменно входят страны, которые у нас в стране усилиями местной пропаганды принято считать злейшими врагами. Людям внушается мысль, что нас ненавидят в Эстонии, Латвии, Грузии, на Украине, многие и ездить-то туда боятся, а местное население, как выясняется, готово поддерживать Россию обеими руками.
Что касается, собственно, нашего выступления, об этом сказано уже немало. Песня Билана с первого взгляда не производила впечатления чемпионской, но такие метаморфозы на «Евровидении» уже бывали не раз. Все жалеют Евгения Плющенко, которому пришлось танцевать на узеньком клочке льда. Это правда. Но даже с этим клочком накануне конкурса были большие проблемы. Кажется, что монументальность наших продюсеров уже не вписывается в возможности «Евровидения».
Соперники России были сильны и опасны. И наступали по всем фронтам. Правда, в отличие от Билана далеко не всех оценила телеаудитория. Хорватия показала абсолютно классную и по музыке, и по постановке зарисовку с участием 75-летнего дедушки и его друзей – уличных музыкантов. Финляндия, ставшая в последние 10 лет абсолютным мировым лидером в области металлического рока, снова, как и два года назад, выпустила в соперники Билану тяжелую музыку. Португалия явно была в фаворитах у эстетствующей части зрителей. Шведы сделали ставку на уже раскрученное имя Карлы Перелли. Хозяева сербы выставили у себя в Белграде далеко не «проходную» певицу. Очень сильна была Сирушо Арутюнян из Армении (получившая первое место от многих стран, включая Россию). Ну и, наконец, Ани Лорак из Украины, глядя на хорошо поставленное выступление которой наверняка покусывали локти зубры мирового шоу-бизнеса. Вообще нелишне будет заметить, что за последние три-четыре года Россия и Украина почти всегда входят в тройку лидеров.
Приятно и то, что телевизионный конкурс наконец был преподнесен российскому зрителю безо всяких истерик и с юмором. В эфире не чувствовалось и доли прошлогодней предвзятости. Не было там и никакой политики. Грузия, Эстония, Белоруссия и Сан-Марино преподносились абсолютно одинаково. А спортивный комментатор Дмитрий Губерниев на фоне прошлогоднего громогласного и суетливого Андрея Малахова выглядел не просто более приятным, но и намного более подкованным в музыкальном смысле.
Через год «Евровидение» приедет в Москву. Что нас ждет? Мероприятие это скоротечное, но зато очень запоминающееся. Любой город, в котором проходит финал, хотя бы несколько дней практически живет «Евровидением». Так было в Киеве, Хельсинки, Белграде. Так наверняка будет и в Москве. Тем более что для нас «Евровидение» – больше, чем конкурс.
Помнится, в Киеве возникли немалые проблемы с площадкой. В итоге состязание прошло во Дворце спорта, покрытом снаружи строительной зеленой «вуалью». В Москве тоже идеального зала для «Евровидения» нет. Скорее всего, взоры организаторов упадут на Дворец спорта «Лужники» или новую арену на Ходынке. В первом не слишком хорошая акустика, до второго крайне неудобно добираться на общественном транспорте. С учетом наших масштабов не исключен и вариант 17-тысячного «Олимпийского» или открытой площадки Большой спортивной арены Лужников. А поскольку конкурс для нас – почти политический, то Россия запросто может «раскошелиться» на Красную площадь или Васильевский спуск.
Пригласят ли теперь Билана на прием в Кремль? Для власти поп-победа ничуть не менее важна, чем победы спортивные. За Россию проголосовали жители 37 европейских стран из 43! И в условиях, когда на улучшение российского имиджа за рубежом тратятся огромные деньги, этот успех – настоящий подарок для российской внешней политики. Правда, ставшие регулярными церемонии в кремлевских залах превращаются уже в эдакие легкие и непринужденные afterparty. После победы хоккеистов наша звезда Александр Овечкин явился к президенту в тапочках-шлепках на босу ногу. Билан же вполне может и вовсе прийти босиком, ведь в Белграде он вышагивал по искусственному льду без обуви. Так что Диме теперь босиком куда угодно можно. Он – чемпион.